Фамильные ценности

В музее Москвы проходит выставка, посвящённая семье. Раньше вопрос семейных ценностей был простым и понятным: люди знакомились, либо пару подбирали родители, женились, заводили детей, становились бабушками… В наши дни всё не так однозначно. Всё больше становится неполных семей, из которых отец либо ушёл, либо его совсем не было. Более страшные вещи приходят из Европы, но у нас, к счастью, не приживаются. Напомнить о старых добрых семейных ценностях призвана эта выставка.

В Древней Руси молодые люди создавали семьи добровольно, родители могли только дать совет. Знакомились зимой на посиделках, а на Купалу гуляли свадьбы. Всем миром молодым строили дом и помогали завести хозяйство. Если какая-то девушка не сумела выйти замуж, то она могла родить и без мужа, и никто её не осуждал.

С принятием христианства эта традиция была утрачена. Появилась масса традиций и запретов, особенно в богатых семьях. Женщины сидели дома, и их судьба полностью зависела от мужчин, а судьба детей — от родителей. Девушке чуть ли не с рождения начинали готовить приданое. Родители подбирали ей жениха, и часто её мнение вообще не учитывалось. Разводов не было, поэтому женская доля чаще всего была незавидной. Только к началу ХХ века нравы стали немного демократичнее, появились даже газеты брачных объявлений.

Подготовка к свадьбе 150 лет назад была очень долгим процессом: сватовство, благословение, сбор приданого, сговор и рукобитие. При сватовстве главная фигура – сваха, которая должна была подобрать подходящую партию для жениха, и при этом быть тонким психологом, юристом и даже шпионом, чтобы устроить всё так, чтобы все были довольны. Иногда свахи даже обращались к гадалкам. В таких платьях ходили свахи в конце ХIХ в.

Подготовка к свадьбе была весьма рациональным процессом. Приданое было своеобразной поддержкой для невесты в случае развода или ранней смерти. В этих случаях она либо её семья получали по росписи приданого всё имущество, указанное в этом документе, обратно.

Для приданого предназначались гигантские сундуки, в которые по росписи укладывали наиболее ценные предметы. В купеческих семьях составляли подробные росписи, в дворянских списки были не такими детализированными. В росписях встречаются и юбки, и пары чулок.

Когда всё было уложено, сундук закрывался, ставилась печать, и открыть его можно было только в доме жениха. На рубеже веков имущество семьи могло укладываться в 1 такой сундук. После революции приданое считалось маргинальной практикой, пережитком прошлого.

Швейная машинка считалась ценным предметом для любого приданого. После революции она спасла не одну жизнь, давая возможность одеться и заработать.

Белое свадебное платье появилось в России в конце ХVIII в. Из западной Европы сначала пришла мода на нарядные платья, а белым свадебное платье стало в ХIХ в. 3 старинных свадебных платья составляют гордость коллекции музея, так как сохранилось их немного. Многие платья перешивались. После революции необходимость выходить замуж в белом платье отпала, но энтузиасты возродили эту традицию.

Свадебное платье хранили редко, а вот венчальные свечи старались беречь.  Их украшали восковыми цветами. Вата накручивалась на проволоку и окуналась в воск – так делали украшения для венчальных свечей.

После революции был принят декрет о заключении брака в специальной конторе – загсе, где регистрируется гражданское состояние. До этого метрические книги велись и хранились при церквях, а 2-й экземпляр передавался в консисторию. Всё это было передано в ведение светских властей. После 1926 года необходимость в заключении брака совсем отпала. Чтобы считаться мужем и женой, достаточно было жить вместе и без регистрации. В 1944 году было принято постановление о том, что люди обязательно должны вступать в брак. Можно было зарегистрировать отношения с умершим человеком, если удавалось доказать, что действительно жили вместе. Это было актуально для тех, кто потерял своих супругов на войне.

Постепенно отношение к свадьбе изменилось, возвратилось отношение к ней, как к торжественному событию. В 1960-х годах появились дворцы бракосочетания. Сначала платья были короткими и таких цветов, которые можно носить в обычной жизни. Постепенно платье удлинилось, увеличилось в объёме и превратилось в наряд принцессы, который невозможно носить, но можно всю жизнь хранить.

Дети в дореволюционной Москве воспитывались в семье, к ним приглашали гувернантку, в небогатых семьях её заменяли бабушки и старшие дети. В это время существовала практика телесных наказаний. Сохранились воспоминания, как в семье каждую субботу мальчиков наказывали розгой, а девочек ставили на горох независимо от того, провинились или нет.

После революции педагогика вышла на передний план, стало обязательным начальное образование. Воспитывать детей стало государство, ребёнок превратился в объект  конструирования нового. Из-за этого возник серьёзный разрыв в коммуникации, в обмене эмоциями между поколениями, воспитанными в 50-е – 60-е годы и их детьми. Произошло принижение роли отца по отношению к матери. Мать должна была и работать, и делать всё по дому, и отслеживать успеваемость в школе. Естественно, она уставала, и времени на тёплые человеческие отношения не оставалось.

В 60-е годы появились целые научные институты, которые занимались разработкой игрушек, изучали их воздействие на ребёнка. Игрушки должны были подготовить детей к взрослой жизни, к производственной деятельности, развивать у них определённые навыки и качества.

Последняя инсталляция наглядно представляет изменения в интерьере московской семьи, произошедшие на протяжении последних 150 лет. В середине столетия появился очень важный предмет – телевизор КВН-49, ставший первым телевизором массового производства в мире. Вечером у телевизора собирались не только члены семьи, но и друзья, и соседи. Даже когда телевизоры появились во всех семьях, было принято приходить к кому-то одному и вместе смотреть программы.

«Тайный» раздел выставки называется «Скелет в шкафу». Он рассказывает о тех сторонах семейной жизни, о которых принято умалчивать: домашнее насилие, измены, обиды. Здесь каждый предмет несёт реальную историю, о которой его хозяин никому не рассказывал. Узнать её можно будет, посетив выставку

Добавить комментарий