Любить!

В Центре Гиляровского проходит выставка «Любить!», посвящённая жизни и деятельности выдающегося московского парфюмера Серебряного века Анри Брокара. Основную часть выставки составляют экспонаты из частной коллекции владельца ресторана «Брокар» Георгия Ташкера.

Началось всё случайно. Георгий решил открыть ресторан на территории бывшего завода «Флакон». Название нужно было придумать соответствующее, поэтому вспомнилось имя выдающегося парфюмера Анри Брокара. Естественно, Георгий стал интересоваться деятельностью парфюмера и собирать материалы о нём.

Постепенно стала собираться коллекция: флаконы, упаковка, рекламные плакаты, вывески… Подмосковные копатели принесли Георгию целый ящик брокаровских флаконов с руин одной из фабрик. На аукционах в интернете нашлось немало интересного… Чем больше Георгий узнавал о Брокаре, тем большим уважением проникался к этому человеку.

Дед Анри Брокара был виноделом, отец освоил парфюмерное искусство, открыл  свою фабрику в Париже, а потом и в Америке. Брат остался в Америке, а Анри поехал осваивать российский рынок. В Москве он сначала познакомился с производством и продукцией местных фабрик, а затем основал свою.

Про него говорили: «Брокар умыл всю Россию». Если все парфюмеры делали ставку на представителей высшего класса, то Генрих (как его называли в России) производил парфюмерию для всех слоёв населения — от императорской семьи до копеечного мыла для бедноты. Благодаря ему бедные люди стали пользоваться мылом. Во всех его начинаниях ему активно помогала верная супруга Шарлотта.

Фабрика Брокара процветала, её продукция неизменно брала призы на многих выставках. Это позволяло Генриху Афанасьевичу заниматься ещё одним любимым делом — коллекционированием картин. Многие из них сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее.

Если Генрих Афанасьевич отвечал за техническую часть, то Шарлотта Андреевна взяла на себя вопросы дизайна и рекламы. Именно благодаря ей появились необычные флаконы, красивая упаковка, а также реклама, на обратной стороне которой печатались схемы для вышивки. Благодаря этим схемам рекламные листовки и плакаты не выбрасывали, и многие из них благополучно сохранились до наших дней. Думаю, современным вышивальщицам они тоже пригодились бы.

Проводились и масштабные рекламные акции. В 1882 году был изобретён одеколон «Цветочный». В рекламных целях в Москве забил целый фонтан одеколона, к которому мог подойти любой желающий. Многие мочили в нём не только руки, но и одежду, чтобы она приятно пахла.

К счастью, ни Генрих Афанасьевич, ни его жена Шарлотта Андреевна до 1917 года не дожили, а их сын успел эмигрировать. Но и после революции фабрика Брокара продолжила работу. Она стала называться «Новая заря», а духами «Букет Императрицы» пользовались практически все женщины Советского времени — они получили название «Красная Москва».

На одном из аукционов Георгий Ташкер приобрёл вывеску Брокара в очень плохом состоянии. Чтобы её восстановить, пришлось обратиться в реставрационные мастерские им. Грабаря. Реставраторы восстановили утраченные элементы. К сожалению, по оставшимся частицам краски невозможно было установить реальные цвета, поэтому были использованы модные для того времени цвета. Возможно, 100 лет назад реклама выглядела ярче.

Другой ценный экспонат — альбом, выпущенный к 50-летию фирмы Брокара.

Альбом был оцифрован, и каждый желающий может его «полистать».

В коллекции музея Москвы нашлась пудра «Лебяжий пух».

Личных вещей Брокара в коллекции Ташкера пока нет. Возможно, со временем появятся и они.

На выставке предусмотрена и насыщенная культурная программа: лекции, мастер-классы, экскурсии. Основная тема лекций и экскурсий — любовь во времена Серебряного века. Следите за программой на сайте музея Москвы

Добавить комментарий