Фарфоровая революция

В этом году Великой Октябрьской Социалистической революции исполняется 100 лет. В рамках проекта «Рожденные Октябрём» Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства представляет уникальное собрание авторского фарфора первых десятилетий советского государства, с 1917 по 1937 годы.

Фарфоровое производство в России появилось в XVII веке, а к началу ХХ века существовало около 50 крупных заводов и немало мелких производств. Производили они посуду и интерьерные украшения, которые были по карману только состоятельным людям.

Революция обеспечила трудящимся более высокий уровень жизни, и в каждой семье появились и фарфоровая посуда, и статуэтки. Фарфоровые заводы стали государственными. Тарелки с вензелями и слащавыми аристократками спросом у рабочих и крестьян не пользовались, и потребовались сюжеты, близкие и понятные простому народу. К тому же посуда могла служить неплохим средством агитации.

Мастера Государственного фарфорового завода, во главе с художественным руководителем Сергеем Васильевичем Чехониным, создали новое направление в искусстве — агитационный фарфор. Они соединили дореволюционные формы посуды с советской символикой, современными плакатами, портретами и изречениями политиков. На тарелках и чашках появились красные знамёна, серп и молот, звёзды, колосья…

Удивительно, но были даже блюда, посвящённые смерти В. И. Ленина!

Ни одно значимое событие тех лет не ускользнуло от пристального внимания художников и скульпторов. На фарфоровых предметах возникают сюжеты, посвященные пролетарским праздникам, годовщинам революции, съездам, ликвидации безграмотности, индустриализации, коллективизации.

Популярностью пользовались и представители различных профессий: солдаты, строители, сталевары, крестьяне, шахтёры и даже уборщицы. Над агитационной темой работали художники завода: Рудольф Вильде, Михаил Адамович, Зинаида Кобылецкая, Мария Лебедева, Василий Тиморев, Александра Щекатихина-Потоцкая.

Были и критические скульптуры буржуев, бюрократов, попов и других контрреволюционных элементов.

Один из ведущих скульпторов завода Наталья Данько создавала великолепные статуэтки, изображавшие основные типажи того времени: красноармейцев, революционных матросов, партизан, партийных агитаторов, милиционеров, пионеров. Большой интерес представляют жанровые композиции. Вот пионер учит бабушку пользоваться радиоприёмником.

А напротив горький пьяница, которому наплевать на жену и малолетних детей.

Далее картина ещё страшнее — голод и нищета. Ужасно, когда голодают дети! Так жили до революции.

Следуя призыву «Искусство на производство!», с заводскими художественными лабораториями сотрудничают многие художники различных жанров и стилевых направлений: живописцы, графики, скульпторы, архитекторы, занимавшиеся агитационным плакатом, театральными постановками и уличным оформлением революционных празднеств. В частности, эскизы композиций для хрупкого фарфора, выпускавшегося ограниченными сериями, создают И.И. Альтман, П.В. Кузнецов, В.В. Лебедев, В.П. Белкин, А. Лабас, архитектор Л.В. Руднев и даже К. Малевич.

В начале 1980-х годов музею была подарена коллекция Народного артиста СССР Леонида Осиповича Утёсова. Она состоит из 27 предметов и включает в себя редкие авторские подписные произведения ведущих художников Государственного фарфорового завода: С.В. Чехонина, М.М. Адамовича, З.В. Кобылецкой, А.В. Щекатихиной-Потоцкой и других.

В конце 1980-х годов музею была передана коллекция известных эстрадных артистов — Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера, основа которой была заложена еще в предвоенные годы. Коллекция насчитывает более 200 предметов и отличается большой художественной цельностью.

Наряду с известными произведениями агитационного фарфора живописной мастерской, в коллекции представлена мелкая фарфоровая пластика ведущих скульпторов Государственного фарфорового завода 1920-х — 1930-х годов, зачастую известная в единичных экземплярах.

Увидеть всё разнообразие советского фарфора можно до 10 декабря. А до 23 ноября на 3 этаже музея проходит выставка дореволюционного Кузнецовского фарфора.

Добавить комментарий